Аналитический обзор требований
к учебно-исследовательской работе школьников
конкурса «Ученые будущего»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 В настоящее время перед школьным учителем ставится ряд  задач для раскрытия потенциала каждого обучаемого. Наиболее полно и качественно справиться  с этой задачей позволяет  деятельность учителя, основанная на личностно-ориентированном подходе. Именно этот  подход позволяет обеспечить процессы самопознания, самореализации и саморазвития ребенка. В школах города ведется активная работа с одаренными детьми, проводятся  различные конкурсы, фестивали и олимпиады. Но потенциал у детей, как умственный, так и творческий разный. Не все дети могут быть успешны в интеллектуальных  или творческих конкурсах. Исходя из этого, конкурс учебно-исследовательских работ школьников «Ученые будущего» имеет ряд преимуществ и может служить педагогам одной из форм личностно-ориентированного обучения в работе с учащимися. Предполагается, что написание исследовательской работы осуществляется ребенком совместно с учителем-руководителем исследования, что позволяет   учителю задействовать в исследовательской работе детей с разным уровнем языковой подготовки и с разным уровнем интеллектуального развития. 

Таким образом, конкурс учебно-исследовательских работ «Ученые будущего» можно рассматривать, как эффективную форму личностно-ориентированного обучения.

Конкурс «Ученые будущего» проводится в г. Северодвинске ежегодно в феврале-марте. В конкурсе могут принимать участие школьники 3-4 и 5-8 классов по разным предметам. Работа председателем жюри в течение трех последних лет в секции «Страноведение» и «Лингвострановедение» позволяет мне сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации для учителей, которые планируют писать с учащимися учебно-исследовательскую работу.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Прежде чем приступить к написанию учебно-исследовательской работы, руководителю необходимо внимательно ознакомиться с Положением о городском конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Ученые будущего». Это живой документ, который обсуждается и редактируется в Управлении образования председателями жюри.


Положение состоит из следующих разделов:

1.  Общие положения определяют статус, цели конкурса, участников конкурса.

2. Организация и проведение конкурса включает даты этапов конкурса по основным направлениям.

3.  Требования к оформлению конкурсных работ (Приложения)

4. Правила предоставления заявок и работ на городской  тур конкурса (образец заявки)

5. Подведение итогов конкурса и награждения участников определяет, кто считается победителем и призером конкурса.


Остановимся подробнее на п.3 Требования к оформлению конкурсных работ, который также включает Приложение «Рецензия учебно-исследовательской работы городского конкурса «Ученые будущего», т.к. именно этот раздел претерпел существенные изменения в этом учебном году с точки зрения содержания компонентов работы, которые оцениваются жюри. Соответственно именно на наличие данных компонентов в работе должны обратить внимание и учителя и учащиеся при работе над исследованием.


Конкурс проводится в два тура:

В первом туре оценивается работа, во втором –ее защита.

Остановимся подробнее на критериях оценивания конкурсной работы.

 

Критерии оценивания разбиты на 2 блока:

I.       Оформление работы (максимальный балл – 5)

II.    Содержание работы ( максимальный балл – 22)

 

I.       Оформление работы включает в себя следующие критерии оценивания:

 

1.1 Наличие основных структурных частей

1.2  Грамотное форматирование, правильное оформление сносок

1.3  Грамотность

1.4 Правильное оформление списка литературы

1.5 Качество оформления материалов приложения

 

Согласно требованиям к оформлению:

1.1    Наличие основных структурных частей.

Работа должна состоять из Введения, Основной части, Заключения, Списка литературы и Приложений. Основная часть состоит из теоретической и практической частей-глав, которые могут быть разбиты на параграфы. Основные части должны иметь название. Введение, название глав основной части, Заключение, Список литературы, Приложение печатаются заглавными буквами в середине строчки без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Заголовки печатаются жирным шрифтом. Наличие основных структурных частей должно быть отображено в Оглавлении.


Типичные ошибки:

-          Переносы слов в заголовках.

-          Отсутствие деления основной части на теоретическую и практическую.

 

1.2    Грамотное форматирование, правильное оформление сносок.

Параметры форматирования отображены в Требованиях по оформлению. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки.   В тексте после цитаты используются квадратные скобки, где указываются через запятую порядковый номер из списка литературы и номер страницы без буквы «с».

Типичные ошибки:

-          Нарушение форматирования (интервалы, пробелы, отступы)

 

1.3    Грамотность.

Работа не должна содержать грамматических, лексических и  орфографических ошибок.

Типичные ошибки:

-          Работа содержит ошибки. Предполагается, что научный руководитель должен прочитать работу, чтобы исключить ошибки.

 

 1.4. Правильное оформление списка литературы.

В конце работы приводится список литературы. Он оформляется в алфавитном порядке. В тексте должны быть ссылки на научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). Интернет-ресурсы перечисляются в конце списка литературных источников с указанием даты последнего обращения.

Типичные ошибки:

-          Нарушен алфавитный порядок

-          В тексте нет ссылки на литературный источник.

-          Не указана дата последнего обращения к Интернет-ресурсу

 

1.5  Качество оформления материалов приложения

В работу при необходимости включают приложения: таблицы, графики, рисунки, фотографии. Каждое приложение необходимо начинать с нового листа. Приложение должно иметь номер и заголовок, что должно быть отражено в оглавлении. В тексте должна быть ссылка на Приложение. Ссылка оформляется в круглых скобках с указанием номера приложения.


Типичные ошибки:

-          Дублирование таблиц, рисунков и графиков текста в материалах приложения.

 

Ошибки в оформлении титульного листа (указывают сокращенное название учебного заведения, отсутствует квалификационная категория учителя, тема работы оформляется в кавычки, указывают название раздела Литература в оглавлении, а в работе Список литературы).

 

II.    Содержание работы оценивается по следующим критериям:

 

2.1   Обоснование актуальности

2.2   Методические приемы

2.3   Гипотеза

2.4   Объект, предмет исследования

2.5   Обзор литературы

2.6   Цели и задачи

2.7   Соответствие темы содержанию

2.8   Степень раскрытия темы

2.9   Оценка исследовательской части

2.10 Вывод по главам

2.11 Собственные «открытия» автора

2.12 Практическая значимость

 

Критерии оценивания содержании работы расположены в последовательности, определенной в Требованиях по оформлению работы в Приложении к Положению конкурса. Работу рекомендуется выстраивать в соответствие с Требованиями.

Очень важно написать грамотно Введение, т.к. п.2.1-2.6 содержатся именно во Введении.

 

2.1  Обоснование актуальности

Актуальность темы – обоснование научного интереса автора к данной проблеме с учетом современных реалий. Автор обосновывает необходимость провести исследование.

Типичные ошибки:

-          Не всегда обозначена актуальность темы.

 

2.2 Методические приемы

Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

Чаще всего используются эмпирические и теоретические методы.

Наиболее распространенные теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др. 

Наиболее распространенные эмпирические методы: метод анкетирования, сравнения, метод количественного подсчета и т.д.

Правильный выбор методов позволяет доказать гипотезу, выдвинутую автором и достичь цели работы.

Типичные ошибки:

-          Методы исследования выбраны или сформулированы неверно (например: консультации, перевод) или вообще не указаны.

 

2.3   Гипотеза

Исследование требует формулирования гипотезы. Гипотеза – это предположение, нововведение, в результате которого достигается цель исследования.

Типичные ошибки

-  Гипотеза является общеизвестным фактом (например: В Лондоне сосредоточено    большое количество достопримечательностей)

 

2.4   Объект и предмет исследования.

 

Объект исследования – область, в рамках которой ведется исследование.

Предмет исследования – всегда изучается в рамках объекта, более узок и конкретен. Например:

Предмет исследования определяет его цели и задачи.

Типичные ошибки:

       -    Неверно определен объект и предмет исследования.

 

2.5. Обзор литературы– анализ в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. Автору исследовательской работы необходимо охарактеризовать общее состояние изученности темы.

Типичные ошибки:

       -     Не во всех работах дается оценка изученности темы, авторы и работы по теме.

 

2.6  Цели и задачи.

Цель формулируется точно, должна отражать основное, что намерен сделать исследователь. Формулируется цель чаще всего следующим образом: Глагол + название темы: «выявить», «выяснить», «обосновать», « провести», «изучить» и т.д.

Задачи исследования должны точно соответствовать цели и раскрывать ее. В задачах отражается пошаговость раскрытия темы. Каждый параграф отражает решение одной задачи.  Задачи, как правило, формулируются с глагола «изучить». «проанализировать», «сопоставить» и.т.д.

Типичные ошибки:

- Неточная формулировка цели работы. В некоторых работах указывается несколько целей, но по факту раскрывается одна из них. Лучше ставить одну цель и ее раскрывать.

-   Задачи не всегда формулируются правильно, не совпадают с параграфами, т.е. их решение не подтверждается текстом работы. Соответственно, жюри делает вывод, что задачи не решены. Задачи дублируют цель работы.

 

 2.7 Соответствие темы содержанию/ 2.8 Степень раскрытия темы

Тема должна формулироваться таким образом, чтобы отражать проблему и суть исследования. Решение всех задач, сформулированных во введении, отражает степень раскрытия темы.

Типичные ошибки:

- Типичная ошибка – неверное формулирование темы работы. Тема часто заявлена реферативно и не отражает суть исследования.

 

2.9 Оценка исследовательской части.

Исследовательская часть работы должна отображать то исследование, которое провел автор для того, чтобы доказать выдвинутую им гипотезу. Исследование часто включает анкетирование, отбор, анализ и сопоставление материала.

Типичные ошибки:

- Основная ошибка: собрана маленькая доказательная база для того, чтобы сделать весомый вывод и доказать гипотезу. (например: несколько пословиц, анкетирование одной небольшой по количеству группы детей)

 

2.10. Вывод по главам.

В конце каждой главы должен быть сделан вывод. Если главы разбиты на параграфы, логично, если есть вывод в конце параграфа. Все выводы должны быть суммированы в Заключении, которое представляет краткий итог работы.

Типичные ошибки:

- Отсутствуют выводы по параграфам (главам). Отсутствуют выводы в Заключении.

 

2.11 Собственные «открытия»  автора. 

В Заключении автор должен подвести итог проделанной теоретической и исследовательской работы и сделать вывод о том, подтвердилась ли его гипотеза, все ли ему удалось решить, или остались нерешенные проблемы.

Типичные ошибки:

- Отсутствие вывода о том, нашла ли подтверждение гипотеза автора в ходе исследования.

 

2.7  Практическая значимость.

 В заключении важно осветить практическую значимость работы, указать, кто и как может воспользоваться результатами труда автора.

Типичные ошибки:

- Отсутствует упоминание о практической значимости работы.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели основные критерии оценивания учебно-исследовательской работы. Считаем, что критерии, разработанные в текущем учебном году, помогли авторам исследовательских работ более четко представить структуру работы и предъявляемые требования, а также  дали возможность членам жюри точнее оценивать работы учащихся.

Считаем, что критерии могут быть доработаны в следующем году. Так, например, целесообразно внести в критерии оценки содержания работы пункт «Научный стиль/научность изложения материала", т.к. очень часто встречаются нарушения стиля .

В данной статье мы не ставили целью проанализировать требования и критерии оценки защиты работы, т.к. считаем, что они должны быть пересмотрены для внесения ряд корректив в Положение. Считаем, что во втором туре следует разработать критерии по двум направлениям: для оценки презентации и публичной защиты работы учащимися.


Статья: "Особенности работы с детьми дислексиками."

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.  Дислексия - это в общем понятии какое-то нарушение. Сама по себе приставка dis говорит о дисгармонии, но в более расширенном смысле дислексия как понятие – это  нарушение в любых  знаковых системах.  Дислексия может включать в себе и дискалькулию - нарушение и проблемы в математике, и диспракцию то есть неумение планировать движение. Иными словами ребенок выглядит несколько более неуклюж чем его сверстники и еще ряд понятий которых до сегодняшнего дня  считали каким-то отдельным заболеванием или непонятным явлением. Неумение сконцентрировать свое внимание,  неумение долго просиживать за уроками все это относится к одному и тому же ряду проблем.

Во всем мире около 20 процентов людей страдает дислексией причем у мужчин она встречается в 3-4 раза чаще чем у женщин. Почему - ученые пока затрудняются. Генетики, физиологи, психологи до сих пор спорят о том,  как и отчего возникает дислексия.

Так например, нейро-психологи предполагают что причина возникновения дислексии кроется в мозге. Во время чтения и письма полушария головного мозга выполняют разные функции.

Правая запоминает и опознает буквенные символы, левая обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда полушарии недостаточно взаимодействуют между собой,  текст распадается.  Есть дети, у которых прекрасные техническая сторона чтение при том что не формируете смысловая. Они читают правильно, но не понимают прочитанного,  не в состоянии установить каких-то связей внутри текста,  ответить на вопросы по содержанию текста. Есть обратные ситуации когда техническая сторона достаточно плохая. Ребенок читает медленно, спотыкаясь, допускает большое количество ошибок . При этом они понимают содержание, может передать его.

Иногда избавиться от дислексии просто невозможно. Причина этому - некий генетический сбой. Американские ученые недавно обнаружили два гена,  ответственных за усвоение чтения и письма. Один отвечает за содержание в мозге белка, второй -  за выработку веществ, связывающих работу правого и левого полушарий. Изменения в этих двух генах приводит к тому что,  полушария недостаточно взаимодействуют между собой. Из-за этого дислексикам трудно понять смысл текста или наоборот при хорошем понимании могут возникнуть трудности в технике чтения.

У  врачей есть  другая версия. Они полагают что дислексия может развиться у ребенка из-за родовой травмы или из-за осложнений беременности матери.  Патологии беременности,  родов, токсикоз матери,  обвитие пуповины, щипцы,  затяжные со стимуляцей роды и  болезни ребенка первых месяцев жизни, особенно   желудочно-кишечные расстройства  -  это все ослабляет ребенка оставляет след надолго.

 Ученые из Оксфорда определили что дислексия может быть как врожденной так и приобретенной. Она может передаться ребенку по наследству от родителей, но может появиться и позже.

Швейцарские ученые доказали, что ребенок, которого в первые годы жизни насильно пичкают едой будет сопротивляться усвоению и духовной пищи в школе.

Кроме того ученые предполагают что причиной дислексии может быть телевизор, точнее хаотичное мелькания изображение на экране. Подрастая малыш не может сосредоточиться на неподвижном объекте. Так что в семьях с маленькими детьми, где постоянно работает телевизор есть большая вероятность что у ребенка со временем разовьется дислексия.

 

Обнаружить дислексию легче в самом раннем возрасте. Первый ее признак -  маленькие дети плохо учатся говорить. Они могут что  глотать окончания в словах ли путать буквы и при произношении например л и  р,  с трудом запоминают буквы.

Наиболее ярко дислексия проявляется годам к 7 и к 8. Очень часто практикующие учителя  сталкиваются с учениками, которых трудно научить писать или читать. И происходит это иногда не потому, что ребенок ленив или глуп,  а потому, что он страдает дислексией или дисграфией. Ему трудно писать, он читает медленно, по слогам, ему трудно даются публичные выступления. Им трудно рифмовать слова,  а текст легче запоминать сразу целиком чем перечитывать отдельные предложения.

Если у ребенка наблюдается нарушение пространственного мышления, то он не различает начертания букв  - р и ь да ему очень трудно понять и там и там черточка,  но одна направлена вниз, а другая  вверх. Подобные ошибки он сделает в буквах д-б, е-з  или  ц и щ он к  букве ц добавит лишнее.  При нарушении фонематического слуха, ребенок не будет слвшать разницы в парных согласных (глухой-звонкий) и делать ошибки в словах.  Так бывает при дисграфии. В английском же языке типичными показателями нарушения пространственного мышления, приводящего к дисграфии  - когда дети путают буквы b и d. И поскольку нарушено пространственное мышление и он не различает это графическое написание букв,  то он и пишет неграмотно. Поэтому, чем раньше отвести ребенка к специалисту, тем лучше.

Но при этом такой ребенок может быть довольно успешным в отдельных областях.

Ребенок дислексик обладает трехмерным образным мышлением. Если эта способность не подавлена и не разрушена воспитательным процессом, то она ведет к развитию способностей в таких областях, как изобретательство, конструирование, проектирование, музыка, спорт, архитектура, стратегическое планирование.

 

Проблемой дислексии российские  ученые стали заниматься сравнительно недавно, чуть больше  30 лет, соответственно ими еще не накоплен достаточный опыт работы с дислексиками. Хотя на Западе уже с 30-х годов эта тема детально изучалась и выработана система работы с дислексиками.

         По данным международной ассоциации дислексии больше всего дислексиков проживает  в США. Наша страна находится на втором месте в мире. Наверное не случайно США и Россия вышли в лидеры по распространенности дислексии.  В одной стране много иммигрантов, в другой проживает очень много людей разных национальностей. Как следствие,  и у нас и у американцев много межнациональных браков и двуязычных семей. Зачастую некоторые дети дома общаются на одном языке, а в школе и на улице на другом. Из-за несовместимости двух языков в психике ребенка провоцируется конфликт.  Очень часто мамы говорят, что  замечательно если ребенок учит  английский язык  с раннего возраста,  но это плохо потому что в русском языке в английском  языке совершенно разные грамматические формы и ребенок путается.

Дислексию еще называют болезнью неграмотности и словесной слепотой. В нашей стране дислексию очень долго вообще отказывались признавать за болезнь. Плохо читающих людей в нашем обществе держат в лучшем случае за лентяев и бездельников, а между тем многие дислексики обладают незаурядными умственными способностями.

Существует довольно много примеров легендарных дислексиков.  Среди них называют  Эдисона, Черчиллья,  шведскую принцессу Анну, актера Тома Круза. Да и среди наших актеров тоже есть дислексики.

Как ни парадоксально словесно слепыми были и многие писатели, например Агата Кристи или Ганс Христиан Андерсен. Сказочнику Гансу Христиану Андерсону редакторы поначалу возвращали его рукописи, даже не дочитав их до конца. По Копенгагену долго ходили слухи о потрясающей неграмотном авторе. А в одной датской газете о нем как-то написали, что человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем. И это почти правда. Обычно дислексики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом

Среди наших поэтов можно упомянуть Маяковского. Он  был дислексиком, он воспринимал ритмы своего времени на вибрационном уровне и выражал их в определенном ритме слова.

Недавно британские медики сделали сенсационное заявление, дислексия  - это путь к богатству. Оказывается,  больше всего дислексиков среди миллионеров. 40 процентов богачей не умеют грамотно писать и читать.

Ученые объясняют это тем что, во-первых, дислексики не умеют углубляться в детали, зато они имеют возможность видеть явлению в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.  Вторая причина подспудное чувство ущербности,  внутренние комплексы. Это заставляет дислексиков стремиться к большему,  постоянно доказывать себе и окружающим собственную состоятельность. 

 Существует распространенное заблуждение что для того, чтобы избавиться от дислексии,  вполне достаточно занятий с репетитором. На самом деле репетитор может помочь только просто малограмотным, у которых ошибки возникают из-за пробелов в образовании. Дислексикам  же нужны другие специалисты: логопеды,  дефектологи, психологи, неврологи.

Сегодня существует целая система коррекции дислексии. Логопеды научат

правильно распознавать и произносить звуки и буквы, снимут так называемый зажим. Если это не поможет, то врачи неврологи пропишут дислексикам специальные лекарства. Как правило назначают лекарства, которые улучшают обмен веществ мозга,  тонизируют,  стимулируют

мозговую  деятельность.

На западе люди с болезнью гения  пользуются особыми привилегиями. Там о дислексии знают все, поэтому над взрослыми, которые еле-еле читают и пишут не смеются и уж тем более над детьми. Этот ребенок освобождается  от письменных экзаменов, он имеет возможность устно сдать экзамен, то есть не писать, скажем, сочинение. Он имеет возможность на дополнительное время на этом экзамене, т.е. он  имеет возможность на особые условия. Для сдачи экзамена он обеспечивается аппаратурой, диктофоном

В России, стране с богатой письменные культурой,  дислексиком приходится особенно тяжело. Тем не менее в нашей стране читать и писать обучаются практически все. Одни объясняют это тем, что русский язык логичный, другие приписывают это обилию хорошие детской литературы,  и тому, что учителя стараются вытягивать даже самых сложных учеников. Чтобы делать это более продуктивно, необходимо учитывать ряд моментов, типичных для дислексиков.

Ученые из разных стран выделили следующие особенности детей с дислексией.

1.     Они читают по-другому.

Анатомия мозга, а точнее именно та часть мозга, которая отвечает за понимание речевых операций, у детей с признаками дислексии работает иначе, чем у остальных детей.

Помочь им в этом могут специализированные программы для обучения чтению, мультисенсорный подход к обучению и аудиокниги. Прослушивание, а не прочтение школьной программы поможет им идти наравне со сверстниками.

 2. Они не преодолеют дислексию, читая больше.

Заставляя ребенка больше читать, вы не только не сделаете ему лучше, но и вызовете ненависть к обучению

3. Они не ленивые!

— Они не могут воспринимать задания в несколько пунктов. Например, учитель произнес инструкцию из трех пунктов, которые должен выполнить класс. И пока он произносит вторую и третью, мозг дислексика все еще работает над первой. И каковы шансы на то, что задание будет выполнено правильно?

 — Во время чтения в классе ребенок может еще только осмысливать содержание первого предложения, когда одноклассники уже перешли к пятому или шестому.

 —Выполнение тестов и письменных заданий занимает у ребенка-дислексика намного больше времени. И хорошо, что многие учителя это понимают и дают ему дополнительное время. Но нужно не забывать о том, что они и устают быстрее других детей. Ребенок может быть очень уставшим, и по этой причине плохо выполнит задание. Ему необходимо больше перерывов, чем другим детям.

4. Многие дислексики страдают Синдромом дефицита внимания.

Поэтому более продкутивно было бы давать им небольшой объем работы на 10 минут иделать перерывы между работой для отдыха и переключения видов деятельности.

5. Они нуждаются в дополнительной помощи специалистов вне школы.

6. Они «не видят» деталей или в обратном порядке. Они видят «целостность» слова, и при этом могут заметить, что со словом «что-то не так», если оно написано не так, как, например, в учебнике.

7. Им необходимо «слышать знания».

Аудиокниги, и прочтенные вами несколько раз в слух задания, помогут вашему ребенку не отставать от сверстников.

8. Они не организованы.

Их способность видеть «вообще», а не «в частности», несет в себе несколько негативных моментов. Один из них – неряшливость. Комнаты детей-дислексиков часто в большем беспорядке, чем комнаты

7. Уровень их интеллекта средний, или выше среднего.

8. Им нужны гаджеты и новые технологии.

 С развитием технологий появляется большое количество приложений и программ, облегчающих жизнь дислексикам. Например, преобразователь печатного текста в аудио просто необходим. Ученики-дислексики действительно лучше воспринимают и запоминают информацию с экрана монитора, особенно, если разрешить им самим делать для себя задания, или они видят, как это делается технически. 9. 9. Они устают от мелких деталей и мелкого печатного шрифта.

Особенно это касается учебников и рабочих тетрадей. Тот же самый текст из учебника, но более крупным шрифтом будет прочитан и понят дислексиком лучше.

10. Они визуалы.

Лучше всего они запоминают информацию по картинкам и тактильным ощущениям. Картинки как бы «запечатываются» в их памяти. Если провести визуальное представление о каком-либо понятии, оно запомнится лучше. То, что они читают остается в их памяти, к сожалению, не так хорошо.

11. Их нельзя «подводить под одну гребенку».

Каждый ребенок с дислексией индивидуален. Симптомы дислексии имеют очень большой диапазон. В кого-то из них есть Синдром Дефицита Внимания, у кого-то нет. Для некоторых из них сложно выражать свои мысли словами, а кто-то наоборот – излишне говорлив. У кого-то средние интеллектуальные способности, а кто-то действительно одарен. Поэтому невозможно «лечить» и «воспитывать» одинаково.

12. Они находятся в состоянии стресса и раздражения от своей особенности.

Поставьте себя на место своего ребенка и взгляните на мир глазами дислексика. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и поощрении.

13. У них особенный слух.

Возможно потому, что они не могут в полной мере использовать свой зрительный канал для обучения, их слуховой канал развит сильнее, в качестве компенсации. Тем не менее, они часто не в состоянии отфильтровывать звуки и шумы вокруг себя, что значительно влияет на их способность сосредоточиться. Использование наушников при аудио обучении или берушей во время выполнения домашнего задания сильно им поможет.

 

Выводы:

1.     Что делать учителям английского зыка с такими детьми? В наших учебниках нет упражнений для детей дислектиков, хотя такие упражнения в западных учебниках по англ. яз есть. Они выделены специальным значком.

2.     Им необходим специальный учебный план и условия обучения.

3.      Возможно какие-то задания можно разрешить сдавать устно, на словарных диктантах таким детям давать только часть слов, или дополнительное время на выполнение заданий на уроках.

4.     По максимуму использовать аудиотексты наряду с бумажным вариантом.

5.     Ученые единогласны во мнении, что если учитель не попробует выработать особые условия для таких детей, шансов на успешное обучение языку у них не будет никаких. ДелДислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.  Дислексия - это в общем понятии какое-то нарушение. Сама по себе приставка dis говорит о дисгармонии, но в более расширенном смысле дислексия как понятие – это  нарушение в любых  знаковых системах.  Дислексия может включать в себе и дискалькулию - нарушение и проблемы в математике, и диспракцию то есть неумение планировать движение. Иными словами ребенок выглядит несколько более неуклюж чем его сверстники и еще ряд понятий которых до сегодняшнего дня  считали каким-то отдельным заболеванием или непонятным явлением. Неумение сконцентрировать свое внимание,  неумение долго просиживать за уроками все это относится к одному и тому же ряду проблем.

Во всем мире около 20 процентов людей страдает дислексией причем у мужчин она встречается в 3-4 раза чаще чем у женщин. Почему - ученые пока затрудняются. Генетики, физиологи, психологи до сих пор спорят о том,  как и отчего возникает дислексия.

Так например, нейро-психологи предполагают что причина возникновения дислексии кроется в мозге. Во время чтения и письма полушария головного мозга выполняют разные функции.

Правая запоминает и опознает буквенные символы, левая обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда полушарии недостаточно взаимодействуют между собой,  текст распадается.  Есть дети, у которых прекрасные техническая сторона чтение при том что не формируете смысловая. Они читают правильно, но не понимают прочитанного,  не в состоянии установить каких-то связей внутри текста,  ответить на вопросы по содержанию текста. Есть обратные ситуации когда техническая сторона достаточно плохая. Ребенок читает медленно, спотыкаясь, допускает большое количество ошибок . При этом они понимают содержание, может передать его.

Иногда избавиться от дислексии просто невозможно. Причина этому - некий генетический сбой. Американские ученые недавно обнаружили два гена,  ответственных за усвоение чтения и письма. Один отвечает за содержание в мозге белка, второй -  за выработку веществ, связывающих работу правого и левого полушарий. Изменения в этих двух генах приводит к тому что,  полушария недостаточно взаимодействуют между собой. Из-за этого дислексикам трудно понять смысл текста или наоборот при хорошем понимании могут возникнуть трудности в технике чтения.

У  врачей есть  другая версия. Они полагают что дислексия может развиться у ребенка из-за родовой травмы или из-за осложнений беременности матери.  Патологии беременности,  родов, токсикоз матери,  обвитие пуповины, щипцы,  затяжные со стимуляцей роды и  болезни ребенка первых месяцев жизни, особенно   желудочно-кишечные расстройства  -  это все ослабляет ребенка оставляет след надолго.

 Ученые из Оксфорда определили что дислексия может быть как врожденной так и приобретенной. Она может передаться ребенку по наследству от родителей, но может появиться и позже.

Швейцарские ученые доказали, что ребенок, которого в первые годы жизни насильно пичкают едой будет сопротивляться усвоению и духовной пищи в школе.

Кроме того ученые предполагают что причиной дислексии может быть телевизор, точнее хаотичное мелькания изображение на экране. Подрастая малыш не может сосредоточиться на неподвижном объекте. Так что в семьях с маленькими детьми, где постоянно работает телевизор есть большая вероятность что у ребенка со временем разовьется дислексия.

 

Обнаружить дислексию легче в самом раннем возрасте. Первый ее признак -  маленькие дети плохо учатся говорить. Они могут что  глотать окончания в словах ли путать буквы и при произношении например л и  р,  с трудом запоминают буквы.

Наиболее ярко дислексия проявляется годам к 7 и к 8. Очень часто практикующие учителя  сталкиваются с учениками, которых трудно научить писать или читать. И происходит это иногда не потому, что ребенок ленив или глуп,  а потому, что он страдает дислексией или дисграфией. Ему трудно писать, он читает медленно, по слогам, ему трудно даются публичные выступления. Им трудно рифмовать слова,  а текст легче запоминать сразу целиком чем перечитывать отдельные предложения.

Если у ребенка наблюдается нарушение пространственного мышления, то он не различает начертания букв  - р и ь да ему очень трудно понять и там и там черточка,  но одна направлена вниз, а другая  вверх. Подобные ошибки он сделает в буквах д-б, е-з  или  ц и щ он к  букве ц добавит лишнее.  При нарушении фонематического слуха, ребенок не будет слвшать разницы в парных согласных (глухой-звонкий) и делать ошибки в словах.  Так бывает при дисграфии. В английском же языке типичными показателями нарушения пространственного мышления, приводящего к дисграфии  - когда дети путают буквы b и d. И поскольку нарушено пространственное мышление и он не различает это графическое написание букв,  то он и пишет неграмотно. Поэтому, чем раньше отвести ребенка к специалисту, тем лучше.

Но при этом такой ребенок может быть довольно успешным в отдельных областях.

Ребенок дислексик обладает трехмерным образным мышлением. Если эта способность не подавлена и не разрушена воспитательным процессом, то она ведет к развитию способностей в таких областях, как изобретательство, конструирование, проектирование, музыка, спорт, архитектура, стратегическое планирование.

 

Проблемой дислексии российские  ученые стали заниматься сравнительно недавно, чуть больше  30 лет, соответственно ими еще не накоплен достаточный опыт работы с дислексиками. Хотя на Западе уже с 30-х годов эта тема детально изучалась и выработана система работы с дислексиками.

         По данным международной ассоциации дислексии больше всего дислексиков проживает  в США. Наша страна находится на втором месте в мире. Наверное не случайно США и Россия вышли в лидеры по распространенности дислексии.  В одной стране много иммигрантов, в другой проживает очень много людей разных национальностей. Как следствие,  и у нас и у американцев много межнациональных браков и двуязычных семей. Зачастую некоторые дети дома общаются на одном языке, а в школе и на улице на другом. Из-за несовместимости двух языков в психике ребенка провоцируется конфликт.  Очень часто мамы говорят, что  замечательно если ребенок учит  английский язык  с раннего возраста,  но это плохо потому что в русском языке в английском  языке совершенно разные грамматические формы и ребенок путается.

Дислексию еще называют болезнью неграмотности и словесной слепотой. В нашей стране дислексию очень долго вообще отказывались признавать за болезнь. Плохо читающих людей в нашем обществе держат в лучшем случае за лентяев и бездельников, а между тем многие дислексики обладают незаурядными умственными способностями.

Существует довольно много примеров легендарных дислексиков.  Среди них называют  Эдисона, Черчиллья,  шведскую принцессу Анну, актера Тома Круза. Да и среди наших актеров тоже есть дислексики.

Как ни парадоксально словесно слепыми были и многие писатели, например Агата Кристи или Ганс Христиан Андерсен. Сказочнику Гансу Христиану Андерсону редакторы поначалу возвращали его рукописи, даже не дочитав их до конца. По Копенгагену долго ходили слухи о потрясающей неграмотном авторе. А в одной датской газете о нем как-то написали, что человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем. И это почти правда. Обычно дислексики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом

Среди наших поэтов можно упомянуть Маяковского. Он  был дислексиком, он воспринимал ритмы своего времени на вибрационном уровне и выражал их в определенном ритме слова.

Недавно британские медики сделали сенсационное заявление, дислексия  - это путь к богатству. Оказывается,  больше всего дислексиков среди миллионеров. 40 процентов богачей не умеют грамотно писать и читать.

Ученые объясняют это тем что, во-первых, дислексики не умеют углубляться в детали, зато они имеют возможность видеть явлению в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.  Вторая причина подспудное чувство ущербности,  внутренние комплексы. Это заставляет дислексиков стремиться к большему,  постоянно доказывать себе и окружающим собственную состоятельность. 

 Существует распространенное заблуждение что для того, чтобы избавиться от дислексии,  вполне достаточно занятий с репетитором. На самом деле репетитор может помочь только просто малограмотным, у которых ошибки возникают из-за пробелов в образовании. Дислексикам  же нужны другие специалисты: логопеды,  дефектологи, психологи, неврологи.

Сегодня существует целая система коррекции дислексии. Логопеды научат

правильно распознавать и произносить звуки и буквы, снимут так называемый зажим. Если это не поможет, то врачи неврологи пропишут дислексикам специальные лекарства. Как правило назначают лекарства, которые улучшают обмен веществ мозга,  тонизируют,  стимулируют

мозговую  деятельность.

На западе люди с болезнью гения  пользуются особыми привилегиями. Там о дислексии знают все, поэтому над взрослыми, которые еле-еле читают и пишут не смеются и уж тем более над детьми. Этот ребенок освобождается  от письменных экзаменов, он имеет возможность устно сдать экзамен, то есть не писать, скажем, сочинение. Он имеет возможность на дополнительное время на этом экзамене, т.е. он  имеет возможность на особые условия. Для сдачи экзамена он обеспечивается аппаратурой, диктофоном

В России, стране с богатой письменные культурой,  дислексиком приходится особенно тяжело. Тем не менее в нашей стране читать и писать обучаются практически все. Одни объясняют это тем, что русский язык логичный, другие приписывают это обилию хорошие детской литературы,  и тому, что учителя стараются вытягивать даже самых сложных учеников. Чтобы делать это более продуктивно, необходимо учитывать ряд моментов, типичных для дислексиков.

Ученые из разных стран выделили следующие особенности детей с дислексией.

1.     Они читают по-другому.

Анатомия мозга, а точнее именно та часть мозга, которая отвечает за понимание речевых операций, у детей с признаками дислексии работает иначе, чем у остальных детей.

Помочь им в этом могут специализированные программы для обучения чтению, мультисенсорный подход к обучению и аудиокниги. Прослушивание, а не прочтение школьной программы поможет им идти наравне со сверстниками.

 2. Они не преодолеют дислексию, читая больше.

Заставляя ребенка больше читать, вы не только не сделаете ему лучше, но и вызовете ненависть к обучению

3. Они не ленивые!

— Они не могут воспринимать задания в несколько пунктов. Например, учитель произнес инструкцию из трех пунктов, которые должен выполнить класс. И пока он произносит вторую и третью, мозг дислексика все еще работает над первой. И каковы шансы на то, что задание будет выполнено правильно?

 — Во время чтения в классе ребенок может еще только осмысливать содержание первого предложения, когда одноклассники уже перешли к пятому или шестому.

 —Выполнение тестов и письменных заданий занимает у ребенка-дислексика намного больше времени. И хорошо, что многие учителя это понимают и дают ему дополнительное время. Но нужно не забывать о том, что они и устают быстрее других детей. Ребенок может быть очень уставшим, и по этой причине плохо выполнит задание. Ему необходимо больше перерывов, чем другим детям.

4. Многие дислексики страдают Синдромом дефицита внимания.

Поэтому более продкутивно было бы давать им небольшой объем работы на 10 минут иделать перерывы между работой для отдыха и переключения видов деятельности.

5. Они нуждаются в дополнительной помощи специалистов вне школы.

6. Они «не видят» деталей или в обратном порядке. Они видят «целостность» слова, и при этом могут заметить, что со словом «что-то не так», если оно написано не так, как, например, в учебнике.

7. Им необходимо «слышать знания».

Аудиокниги, и прочтенные вами несколько раз в слух задания, помогут вашему ребенку не отставать от сверстников.

8. Они не организованы.

Их способность видеть «вообще», а не «в частности», несет в себе несколько негативных моментов. Один из них – неряшливость. Комнаты детей-дислексиков часто в большем беспорядке, чем комнаты

7. Уровень их интеллекта средний, или выше среднего.

8. Им нужны гаджеты и новые технологии.

 С развитием технологий появляется большое количество приложений и программ, облегчающих жизнь дислексикам. Например, преобразователь печатного текста в аудио просто необходим. Ученики-дислексики действительно лучше воспринимают и запоминают информацию с экрана монитора, особенно, если разрешить им самим делать для себя задания, или они видят, как это делается технически. 9. 9. Они устают от мелких деталей и мелкого печатного шрифта.

Особенно это касается учебников и рабочих тетрадей. Тот же самый текст из учебника, но более крупным шрифтом будет прочитан и понят дислексиком лучше.

10. Они визуалы.

Лучше всего они запоминают информацию по картинкам и тактильным ощущениям. Картинки как бы «запечатываются» в их памяти. Если провести визуальное представление о каком-либо понятии, оно запомнится лучше. То, что они читают остается в их памяти, к сожалению, не так хорошо.

11. Их нельзя «подводить под одну гребенку».

Каждый ребенок с дислексией индивидуален. Симптомы дислексии имеют очень большой диапазон. В кого-то из них есть Синдром Дефицита Внимания, у кого-то нет. Для некоторых из них сложно выражать свои мысли словами, а кто-то наоборот – излишне говорлив. У кого-то средние интеллектуальные способности, а кто-то действительно одарен. Поэтому невозможно «лечить» и «воспитывать» одинаково.

12. Они находятся в состоянии стресса и раздражения от своей особенности.

Поставьте себя на место своего ребенка и взгляните на мир глазами дислексика. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и поощрении.

13. У них особенный слух.

Возможно потому, что они не могут в полной мере использовать свой зрительный канал для обучения, их слуховой канал развит сильнее, в качестве компенсации. Тем не менее, они часто не в состоянии отфильтровывать звуки и шумы вокруг себя, что значительно влияет на их способность сосредоточиться. Использование наушников при аудио обучении или берушей во время выполнения домашнего задания сильно им поможет.

 

Выводы:

1.     Что делать учителям английского зыка с такими детьми? В наших учебниках нет упражнений для детей дислектиков, хотя такие упражнения в западных учебниках по англ. яз есть. Они выделены специальным значком.

2.     Им необходим специальный учебный план и условия обучения.

3.      Возможно какие-то задания можно разрешить сдавать устно, на словарных диктантах таким детям давать только часть слов, или дополнительное время на выполнение заданий на уроках.

4.     По максимуму использовать аудиотексты наряду с бумажным вариантом.

5.     Ученые единогласны во мнении, что если учитель не попробует выработать особые условия для таких детей, шансов на успешное обучение языку у них не будет никаких. Дело – за методистами и чиновниками. Одни должны разработать эффективные методики обучения дислектиков английскому языку, другим изучить труды ученых и организовать учебный процесс для таких детей по определенным программам.

 о – за методистами и чиновниками. Одни должны разработать эффективные методики обучения дислектиков английскому языку, другим изучить труды ученых и организовать учебный процесс для таких детей по определенным программам.